Что такое либерализм
Интересная статья отсюда https://dzen.ru/a/YOiqTS_csQSxvTxe?ysclid=lypisci2no341764088
Почему наши чиновники говорят сегодня одно, а завтра другое, и это вовсе не шизофрения
Либерализм – это идеология, которая базируется на философском номинализме (о котором чуть позже) и утверждает главенство частного блага – над общим.
1. С чего и с кого всё началось?
Теоретический принцип, из которого вырос либерализм, был провозглашен французом Бенжаменом Констаном в небольшой работе 1819 года «О свободе древних в сравнении с Новым временем».
В этой статье Констан противопоставляет понимание свободы в античности пониманию свободы людьми Нового времени. Свобода для древних – это право участия в общественной жизни (политическая свобода), а свобода для современных людей – это их личная безопасность и обеспечение их частных удовольствий.
Констан ставит на первое место свободу удовольствий (личную свободу), а политическую свободу – на второе место, как условие (гарантию) для первой.
Основоположники либерализма: Бенжамен Констан (1767-1830) и Джереми Бентам (1748-1832)
Сразу оговоримся: это диаметрально противоположно пониманию свободы в республиканской традиции. Так, Монтескье приходит противоположным выводам: ценность – это политическая свобода, то есть возможность делать то, что дóлжно хотеть (причем с пояснением, что «свобода состоит совсем не в том, чтобы делать то, что захочется»), а личная свобода (безопасность) является условием для этой ценности.
У Констана же происходит диаметральный разворот в понимании свободы. Этот разворот и есть либерализм.
Шарль де Монтескьё (1689-1755). Часто (незаслуженно) называется предтечей либерализма наряду с Джоном Локком
В предшествующей истории, в высших образцах философии и культуры, ценностью считалось участие в общественном деле – а личные комфорт и безопасность (причем разумно ограниченные) понимались как средство. У Констана стороны меняются местами. Ценность – комфорт и безопасность, а все общественные дела нужны только для их обеспечения.
Другим основоположником либерализма является англичанин Джереми Бентам. Правда, он отрицал свободу (называя её чепухой). В качестве базовой общественной ценности Бентам провозглашал пользу. Но польза у Бентама подчинена «принципу счастья», который определяется следующим образом: преобладание удовольствий над страданиями. Получается ни что иное как та же самая констановская личная свобода – гарантии получения частных удовольствий.
(После Констана и Бентама идут Милль, Спенсер и пр.)
Кстати, небрезгливым рекомендуем задать поисковый вопрос "голова Бентама" - узнаете и увидите кое-что любопытное.
2. Почему мы чаще всего употребляем термин «либерализм» неправильно?
Если свести либерализм к главному признаку на фундаментальном, предельно общем уровне, то получится следующее: приоритет частного над общим. Это его суть, его центральная мировоззренческая (а не только политическая) идея.
Приоритет второстепенных признаков над сущностью, деталей – над общим смыслом, фактов – над идеей, единичных вещей – над классом, частных мнений – над общей истиной, частного интереса – над общим благом, единичных случайных влечений – над главной жизненной задачей – все это либерализм.
Это настолько глубокая вещь, что проявляется даже на бытовом уровне. Человек, не убирая за собой со стола посуду в кафе самообслуживания, говорит «я не обязан, это не мое дело»; при посадке в самолет пассажиры рассаживаются не по семейному принципу, а по принципу «у меня на это место билет; рекламные слоганы «уступи соблазну» и «пусть весь мир подождёт» провозглашают приоритет частного, случайного влечения над общими принципами или жизненными целями. И т.п.
К политической свободе (т.е. приоритету до́лжного – разумного, по Монтескье), к классическим республиканским ценностям, все это не имеет никакого отношения. Тем более удивительно, что наиболее частой ошибкой в понимании либерализма является связывание его именно с классическими республиканскими и общественно-договорными учениями. Ошибка происходит от неумения различать термины «политическая свобода» и «личная свобода», просто на уровне слов: раз и там и тут про свободу, значит, это одно и то же. Вот почему в XIX столетии в салонах европейских обществ и в литературе принято было называть «либеральными» как раз республиканские взгляды – противопоставлении монархическим.
3. «Либеральная математика» (и либеральная статистика)
Как уже было сказано, онтологической основой либерализма является номинализм. Номинализм – это идеалистическая концепция, в рамках которой сущность предмета не обладает приоритетом над его признаками.
Примечательно, что номинализм возникает еще в античности – в древнегреческой софистике. Суть софистики – это тезис о невозможности истины. А если истинного мнения быть не может, значит, все мнения равны. Это и есть проявление главенства частного над общим. Приведем пример. Допустим, один человек говорит, что 2 х 2 = 4, другой, что 2 х 2 = 3, а третий, что 2 х 2 = 10. С точки зрения номинализма истины нет, и эти утверждения могут сосуществовать.
То же самое либерализм: важна не истина, а сама возможность высказывать мнение, каким бы оно ни было. Если ещё не видели этот ролик, обязательно насладитесь:
А теперь вспомним, как буквально сейчас, в эти месяцы, недели и дни, наши чиновники утверждают сначала одно, а потом ровно противоположное. Вспомним и задумаемся: что ими руководит? «Личное удовольствие» или «общее благо»?
Правильно ответить на этот вопрос нам поможет следующая глава.
4. Либерализм – это капитализм
В экономическом аспекте либерализм основывается на приоритете частного блага (бизнеса, капитала) над общим (интересами государства, макроэкономическими процессами). Это ничто иное как всем известный «капитализм».
Капитализм – это экономическое лицо либерализма. Этот момент раскрывается одним вопросом, который часто возникает по поводу социал-дарвинизма Спенсера (это либерализм высшей очистки - «каждый человек волен делать все, что он хочет, не нарушая свободу другого»). Итак, что за вопрос?
Представим, лондонский денди едет в роскошной карете из загородного дома в Ковент-Гарден, проезжая по улицам, где умирают от голода и холода выселенные из жилья безработные люди и их дети (реальность Лондона середины XIX в.). Поскольку этот джентльмен не нарушает личную свободу этих умирающих людей (его сограждан), он ничего не должен. Голод и гибель детей – ничто по сравнению с его личной свободой. Конечно, если он захочет помочь этим детям ради своего удовольствия, никто не станет ему мешать – опять же, исходя из принципа личной свободы. Но никто не вправе что-то потребовать от этого джентльмена. Еще раз – это чистый либерализм.
Вопрос, а почему собственно возникает идея что-то от него требовать? Ведь у этих людей не отнимают свободу, их же не убивают сейчас, не применяют насилие, т.е. не отнимают естественные права? «Я ничего не должен!» - говорит либерал. «Я не нарушаю их права!»
Так вот, дело в том, что сама концепция естественного (базового) права изначально связана с общим благом. Общее благо – это первоочередная концепция всех политических теорий, без которой невозможны даже разговоры о политике. Естественное (базовое) право заключается в участии в общем благе на основании разума. Человек, как носитель разума, имеет право на участие в создании общего блага и право на его использование наряду с другими. Когда, согласно принципу капитализма, общее благо превращается в частное для некоторых людей, а остальные оказываются лишенными свободного, не ограниченного произволом частных лиц, доступа к нему, то с точки зрения естественного права это ни что иное как его лишение.
Когда человека лишают средств труда, лишают работы, в результате чего он оказывается на улице и гибнет, это отнятие естественного права на уровне права на жизнь.
Идеологическая роль принципа капитализма в либерализме как раз в том и заключается, что он постулирует: общего блага нет, есть только частное благо в рамках собственности некоторых людей. Вот это – еще один важный принцип внутри либерализма.
Раз нет общего блага, то не может быть права на него – значит, когда изгнанный с работы гибнет, в этом нет отнятия права, согласно либерализму.